На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

История России

12 подписчиков

Свежие комментарии

Демонстрация гениталий в искусстве эпохи Возрождения

  Ostentatio genitalium (демонстрация гениталий) относится к разрозненным традициям живописи эпохи Возрождения. Приписывающим формальное, тематическое и богословское значение пенису Иисуса. То, что эти изображения, похоже, были созданы добросовестно и с благочестивыми намерениями, озадачивает историков искусства.

И многие отказываются признать эту категорию достойной внимания. Или отличной от наготы ангелов и херувимов. Тем не менее, как показывают […]

 

Ostentatio genitalium (демонстрация гениталий) относится к разрозненным традициям живописи эпохи Возрождения. Приписывающим формальное, тематическое и богословское значение пенису Иисуса.

То, что эти изображения, похоже, были созданы добросовестно и с благочестивыми намерениями, озадачивает историков искусства. И многие отказываются признать эту категорию достойной внимания. Или отличной от наготы ангелов и херувимов.

Тем не менее, как показывают примеры, заметное внимание, уделяемое фаллосу Христа, не может ускользнуть даже от самого беспристрастного взгляда. Не будет преувеличением сказать, что это, вероятно, была самая табуированная тема в христианской мысли на протяжении двух тысяч лет.

 

В отличие от классических скульптурных условностей, которые, за исключением некоторых, часто демонстрирующие мужские гениталии в состоянии вялой скромности. Э?ти изображения эпохи Возрождения шокируют. Потому что они так часто не так целомудренны. Христос воскрес, но не так, как мы привыкли ожидать.

 

История обнаженности

 

Начиная примерно с 1260 года и получив широкое распространение, прежде чем окончательно сойти на нет в XVII веке, ostentatio genitalium изменила византийскую тенденцию изображать Христа бесполым.

А его недостающие органы покрыты плоскими прозрачными покрывалами.

Это был символ чистоты и совершенства, вытекающий из представлений августинцев о том, что несвоевременная эрекция является напоминанием о “грехе непослушания” Адама.

 

Однако в традиции ostentatio genitalium кажется верным обратное: именно визуальная мужественность Христа подтверждает Его божественность.

Естественный вопрос, который можно задать после того, как мы переведем дыхание, будет заключаться в том, почему? Как последователи религии, чьи семь небесных добродетелей включают в себя благоразумие и воздержание, решают на протяжении столетий почитать явно плотское видение своего спасителя?

Есть много теорий по вопросу о происхождении. Некоторые указывают на растущее влияние францисканского благочестия в тринадцатом веке. Которое пришло с лозунгом nudus nudum Christum sequi (“обнаженный, чтобы следовать за обнаженным Христом”).

Другие уделяют меньше внимания репродуктивным органам. И скорее рассматривают это изображение как часть тенденции эпохи Возрождения к анатомическому натурализму. Эта тенденция иногда доходила до крайности, в искусстве и в жизни.

 

Аллегории

 

Американский историк искусства, российского происхождения, Лео Стейнберг, придумал термин “ostentatio genitalium” в своем знаменитом противоречивом исследовании этого феномена.

Он считал, что это последнее искушение – ошибка. Вопросы о сексуальности Христа не были заимствованы из прошлого. А органически возникли из мистических вопросов о Воплощении. Когда Бог освободился от божественности и принял смертную форму.

“Избавленный от греха и стыда, – пишет Стейнберг , – половой член Христа свидетельствует о той изначальной невинности. Которая была утеряна в Адаме”. Вернее, совершенство Христа способно искупить образы, чаще связанные с искушением и пороком, чем с религиозным благочестием.

 

Еще более удивительным, чем содержание этих картин, является тот факт, что эта богословская символика была доступна многочисленным граверам, художникам и зрителям.

Это неожиданность, которая, возможно, говорит о своего рода забвении. “Массовом историческом отступлении от мифических оснований христианства”. Контексте, в котором эти образы когда-то были разборчивы.

Для Стейнберга традиция ostentatio genitalium использует “уравнение эрекции-воскресения”. Которое позволяет зрителю получить доступ к священной тайне “умерщвленной-живой плоти”.

Мы находим яркий пример этого “уравнения” в нескольких работах голландского художника Мартена ван Хемскерка под названием “Человек скорби”. На которых изображен воскресший Христос со стигматами, чья набедренная повязка открывает гораздо больше, чем скрывает.

 

В образах, где ткань успешно облачает Сына Божьего, разрастание струящегося материала может стать заряженной заменой. Как, например, в “Аллегории спасения” Вольфа Хубера (ок. 1543 г.). Где обмякший змей безжизненно висит на далеком кресте, а хитон Христа развевается.

 

Спорная теория

 

“Открытие” ostentatio genitalium вызвало восхищение и критику со стороны многих ученых. Однако недостаток аргументов, пытающихся доказать согласованность этого жанра, возникает из-за отсутствия доказательств. Многие произведения искусства, которые могли бы поддержать эту теорию, были испорчены. А тело Христа было покрыто или изменено в результате актов иконоборчества и реформации.

Тем не менее, есть десятки картин и рисунков, в которых гениталии Христа, несомненно, занимают центральное место. Есть картины младенца Христа, касающегося пениса. И Девы Марии, держащей пенис младенца Христа.

 

На некоторых изображениях младенец Христос демонстрирует свои гениталии в стиле, подобном Венере, демонстрирующей свой пол. Снова и снова, мы видим молодого Богочеловека, выставляющего напоказ свою наготу.

И хотя это изображения, кажутся, в разной степенью взывающими к воображению, подчеркивающими гениталии Иисуса, мы никогда не узнаем, почему.

Вполне вероятно, что действия и произведения искусства, которые зрителю двадцать первого века кажутся исключительно сексуальными, когда-то имели расширенный теологический подтекст.

 

В заключении

 

Можно добавить, что в нашу эпоху отрицание церковью сексуальности Христа идет параллельно ее отрицанию человеческой сексуальности. Табу, которые всплывают на поверхность в одном скандале за другим.

 

 

 

 

Ссылка на первоисточник
наверх