Эзоп был греческим баснописцем и бывшим рабом, которому приписывают изобретение жанра, который мы теперь называем баснями. Его жизнь окутана неизвестностью. Рассказы об Эзопе, возможно, более известны современной публике, чем эпосы Гомера. Его считают изобретателем басен: формат повествования, предназначенный для передачи публике моралистических уроков.
Однако мы мало знаем о его жизни. Многие современные ученые начали […]
Эзоп был греческим баснописцем и бывшим рабом, которому приписывают изобретение жанра, который мы теперь называем баснями. Его жизнь окутана неизвестностью.
Рассказы об Эзопе, возможно, более известны современной публике, чем эпосы Гомера. Его считают изобретателем басен: формат повествования, предназначенный для передачи публике моралистических уроков. Однако мы мало знаем о его жизни.
Многие современные ученые начали сомневаться, существовал ли когда-либо настоящий Эзоп. Геродот предполагает, что он жил около 570 г. до н.э. Плутарх считает его современником Солона (630-560 гг. до н.э.). А Лаэртий говорил про него во время 52-й Олимпиады (572 г. до н.э.).
Хотя мы, возможно, никогда не узнаем его происхождения, мы знаем, что он привлек внимание многих древнегреческих поэтов, драматургов и историков.
Он был немым и уродливым
Согласно легенде, Эзоп был на редкость уродливым человеком. Его описывают как грязного, с большим животом, большой головой, кривыми руками, толстыми ступнями, выпученными глазами и деформированными чертами лица.
Однако его внешний вид был не единственным признаком его отличия. Он также был немым в молодости.
Мы не знаем, начал ли Эзоп жизнь немым или это стало следствием какой-то травмы. Хотя в конце концов он обрел способность говорить и общаться, его первоначальная неспособность никогда не показывалась как помеха в истории его жизни. На самом деле его неспособность говорить только подчеркивает его недюжинный ум и находчивость.
Согласно одной истории, Эзопу удается ловко защищаться, когда два настоящих преступника обвинили его в краже инжира. В своих преступлениях они винят немого и предположительно беззащитного Эзопа.
И хотя он не может говорить, он начинает напиваться теплой водой, в результате чего его рвет. И так он показывает, что не ел инжир. Затем он заставляет своего хозяина принудить двух преступников сделать то же самое, заставляя их доказать присутствие инжира.
Даже без своего удивительного дара рассказчика, он все еще мог без слов рассказать правильную историю, когда это было нужно.
История гласит, что однажды Эзоп помог сбившейся с дороги жрице богини Изиды. Как только он помог им вернуться в безопасное место, Изида и музы отплатили ему за этот акт доброты, наделив его даром создавать умные и содержательные истории. Подобно персонажу одной из его басен, он поступал нравственно и был за это вознагражден.
Эзоп был рабом
В рассказах Эзоп всегда начинает как раб. В Древней Греции было два типа рабов: рожденные в рабстве (долос) и захваченные и обращенные в рабство (андраподоны). Существует некоторый спор относительно того, в какую категорию попал Эзоп. Геродот предлагает последнее. Утверждая, что Эзоп стал рабом только после того, как попал в плен в качестве военнопленного.
Другие источники предполагают, что он родился в рабстве. Эзоп сначала принадлежал философу по имени Ксанф, а затем человеку по имени Иадмон. Согласно Геродоту, Эзоп был в конце концов освобожден в награду за его выдающееся остроумие. Независимо от того, кто дал ему свободу, то, что он сделал, чтобы получить ее, остается неизменным во всех версиях.
Как только Эзоп научился говорить, он быстро показал себя находчивым и сообразительным оратором. По одной из версий, он освобожден философом Ксанфом по воле жителей Самоса. Эзоп пытался, но не смог использовать логические аргументы, чтобы убедить своего владельца Ксаната отпустить его. Хотя он оказался более способным философом, чем его владелец. Ксанф всегда отказывался из-за собственного высокомерия и гордыни.
Все изменилось, когда собрание на Самосе попросило Ксаната истолковать для них предзнаменование будущего. Ксанат оказывается неспособным правильно истолковать предзнаменование и был близок к самоубийству, чтобы избежать публичного позора.
Однако Эзоп легко увидел ответ, который его хозяин не понял. И сообщил собранию, что знает правильную интерпретацию. Тогда Эзоп предупреждает толпу, что, к сожалению, он не может дать им ответ. Указывая на то, что только свободным гражданам разрешено выступать на публичном форуме.
Собрание заставляет Ксаната освободить Эзопа, который затем успешно интерпретирует для них предзнаменование будущего. После чего он приобретает большую известность и богатство как рассказчик и оратор. С обретенной свободой он начал новую жизнь, путешествуя по миру. Во время своих путешествий он рассказывал свои небылицы и работал адвокатом и оратором для тех, кто нуждался в его помощи.
Был ли он африканского происхождения?
Идея о том, что Эзоп был эфиопом, часто аргументируется присутствием множества африканских животных, разбросанных по его басням. Таких как слоны, верблюды и обезьяны.
Многие спрашивали, откуда Эзоп знал об этих животных. Поскольку ни одно из них не было широко известным в Греции. Однако историки сразу же отмечают, что вдохновение для использования этих животных, вероятно, было получено из египетских и ливийских источников.
Хотя мы никогда не узнаем точно, откуда пришел Эзоп. Аргумент, что он произошел из Эфиопии, основанный на этимологическом сходстве между его именем и словом Эфиоп, скорее всего необоснован.
Несмотря на свою вероятность, популярное представление об африканском Эзопе нашло отклик у многих людей. В частности, некоторые сравнивают поучительные басни Эзопа с историями о обманщике Братце Кролике. Рассказываемые порабощенными афроамериканцами.
Известно, что Эзоп изначально был рабом. И сходство между способами повествования может открыть интересную информацию о том, как порабощенные люди используют свой ум, чтобы рассказывать истории о своих угнетателях.
Эзоп работал на царя Креза
В одной из версий истории, после того, как Эзоп получил свою свободу, он решил путешествовать по миру. Во время своих путешествий он заработал репутацию благодаря своей способности умело разгадывать сложные загадки и проблемы для богатых. Иногда рассказывая свои басни о животных, в нужное время.
В конце концов Эзоп оказался при дворе лидийского царя Креза. Впечатленный и очарованный его остроумием и умением решать проблемы, царь предложил нанять Эзопа. Для помощи в дипломатических государственных делах.
Он смиренно принял эту новую задачу и отправился в города Коринф и Афины. Где помог решить политические вопросы, используя свои басни.
Он умер в Дельфах
Новообретенная работа Эзопа в конечном итоге привела к его кончине. Царь Крез дал ему большую сумму золотых монет и приказал ему отправиться в Дельфы и раздать деньги среди его жителей.
Эзоп с радостью согласился и отправился через моря в Дельфы. Однако его беспокоила ненасытная жадность и отсутствие благочестия дельфийских граждан по отношению к богам.
Эзоп отправил золото Креза обратно в Лидию. И сказал жителям Дельф, что они ничего не получат ни от него, ни от его работодателя. Это взбесило дельфийцев. Которые, обвинив Эзопа в святотатстве, приказали его казнить.
Дельфийцы сбросили Эзопа со скалы, несмотря на то, что он имел дипломатическую защиту как посол лидийского царя. Дельфийцы же были божественно наказаны за свои преступления против него. Геродот утверждает, что проклятия были сняты лишь несколькими поколениями позже. Потомком последнего владельца Эзопа, Иадмоном, поскольку они были самым близким родственником Эзопа.
Итак, кем был Эзоп?
Эзоп существовал как отец басен в течение последних двух тысячелетий. Однако вероятность того, что он когда-либо существовал или даже что-то записывал, все еще остается под вопросом.
Для многих он никогда не существовал. А фигура, известная нам как Эзоп, является воплощением или олицетворением искусства басни.
Свежие комментарии